Сопутствующие услуги:
Услуги по оценке морских судов востребованы во всем мире. И Россия не является исключением. Спрос на оценку стоимости морских судов обусловлен следующими причинами:
По российскому законодательству, речные и морские суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к объектам недвижимости. Однако из-за особенностей конструкции, функциональности, а также по экономическим соображениям, их целесообразно рассматривать как своеобразный класс машин и оборудования, к которому применяются специфические методы оценки.
Распространенными случаями, в которых требуется оценка морского судна, являются:
Совершение сделки купли-продажи. Проведение оценки в данном случае не является обязательным, однако наличие экспертного мнения относительно рыночной стоимости судна позволяет и продавцу и покупателю быть уверенными в справедливости совершаемой сделки.
Оформление в качестве залога. Как уже отмечалось выше, строительство и покупка морских судов во всем мире осуществляется на заемные средства. Поэтому оценка в данном случае является обязательной процедурой, без которой банк не выдаст необходимую ссуду.
Страхование. Оценка судна в целях страхования также является обязательной процедурой, без которой страховая компания не сможет провести необходимые расчеты.
Кроме того, оценка морских судов может требоваться и в следующих случаях:
В целях проведения оценки, речные и морские суда обычно подразделяются на следующие категории:
Что касается классификаций, то морские суда можно подразделять по огромному количеству характеристик (от размеров и количества палуб до района плавания и характера эксплуатации). Однако наиболее популярна классификация судов по назначению:
При оценке морских судов используются три основных подхода: затратный, сравнительный и доходный. Рациональность применения того или иного метода в каждом конкретном случае зависит от состояния судна и его типа.
Затратный подход. Основывается на исчислении всех расходов, понесенных при постройке или приобретении судна с учетом затрат на ремонт и улучшения.
Сравнительный подход. Заключается в анализе сделок, проводимых с аналогичными судами. На основе таких данных, как дата, место и условия продажи, а также индивидуальных характеристик судна, делаются соответствующие корректировки по отношению к оцениваемому объекту и вычисляется его справедливая рыночная стоимость.
Трудность метода заключается в нередком отсутствии в открытом доступе информации, необходимой для оценки, а также в большом разнообразии судов.
Доходный подход. В данном методе судно рассматривается как объект, способный приносить прибыль (с учетом дисконтирования денежных потоков).
При возможности и целесообразности, оценщик использует все три метода оценки и на основе полученных данных делает итоговый вывод о рыночной стоимости судна.
Процедура оценки морского судна – одна из наиболее сложных и одна из наиболее редких процедур оценочной деятельности. Как правило, алгоритм процедуры оценки состоит из следующих шагов:
Для корректной оценки морского судна требуется предоставление всей задокументированной информации о нем. Итоговый перечень документов определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Ниже приведен общий список документов, которые могут понадобиться для проведения оценки:
При предоставлении неполного перечня необходимых документов, оценка морского судна производится с учетом данных о типичном для аналогичных судов накопленном износе, но без учета его индивидуальный свойств и особенностей.
Данные для таблиц взяты с открытых источников (сайтов оценочных компаний) и являются примерным отображением средних цен на услуги оценки морских (и речных) судов.
Тип судов | Минимальная найденная стоимость, руб. | Диапазон средней стоимости, руб. | Максимальная найденная стоимость, руб. |
Океанские лайнеры | 38000 | 90000-120000 | 200000 |
Сухогрузные суда, танкеры | 24000 | 75000-100000 | 150000 |
Речные суда | 18000 | 60000-70000 | 70000 |
Обслуживающие суда (баржи, буксиры и т. д.) | 12000 | 40000-50000 | 50000 |
Минимальные сроки оценки морских судов указываются разными компаниями с большим разнообразием. В среднем минимальный срок процедуры оценки составляет от 10 до 30 дней в зависимости от типа корабля.
Доклады по теме оценки морского транспорта, взятые из открытых источников:
Статьи по теме: