УслугиОценкаИнформационные материалыОценка морских судов

Оценка морских судов

Сопутствующие услуги:

Услуги по оценке морских судов востребованы во всем мире. И Россия не является исключением. Спрос на оценку стоимости морских судов обусловлен следующими причинами:

  • Морские грузоперевозки являются основным способом товарного оборота между континентами, поэтому спрос на морские суда и необходимость экспертной оценки их стоимости постоянно высоки.
  • Во всем мире суда строятся или покупаются за счет кредитов. Поэтому оценка морских судов в качестве залога востребована всегда.
Ссылка на раздел текущей страницы.

По российскому законодательству, речные и морские суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к объектам недвижимости. Однако из-за особенностей конструкции, функциональности, а также по экономическим соображениям, их целесообразно рассматривать как своеобразный класс машин и оборудования, к которому применяются специфические методы оценки.

Цели оценки морских судов

Распространенными случаями, в которых требуется оценка морского судна, являются:

Совершение сделки купли-продажи. Проведение оценки в данном случае не является обязательным, однако наличие экспертного мнения относительно рыночной стоимости судна позволяет и продавцу и покупателю быть уверенными в справедливости совершаемой сделки.

Оформление в качестве залога. Как уже отмечалось выше, строительство и покупка морских судов во всем мире осуществляется на заемные средства. Поэтому оценка в данном случае является обязательной процедурой, без которой банк не выдаст необходимую ссуду.

Страхование. Оценка судна в целях страхования также является обязательной процедурой, без которой страховая компания не сможет провести необходимые расчеты.

Кроме того, оценка морских судов может требоваться и в следующих случаях:

  • оптимизация (снижение) налогообложения;
  • внесение судна в уставной капитал, правильное отражение его стоимости на балансе и в бухгалтерской отчетности;
  • сдача в аренду (лизинг);
  • передача судна в доверительное управление;
  • определение стартовой аукционной цены;
  • списание (утилизация);
  • в целях принятия других управленческих и хозяйственных решений.

Категории и классификация морских судов

В целях проведения оценки, речные и морские суда обычно подразделяются на следующие категории:

  • используются в коммерческих целях, заняты в основном виде деятельности компании;
  • используются во вспомогательных целях, при ведении основного вида деятельности;
  • оборудованы и функционируют как самостоятельный бизнес;
  • рассматриваются как объект инвестиций;
  • используются в некоммерческих или личных целях;
  • строятся или являются недостроенными объектами;
  • не используются.

Что касается классификаций, то морские суда можно подразделять по огромному количеству характеристик (от размеров и количества палуб до района плавания и характера эксплуатации). Однако наиболее популярна классификация судов по назначению:

  • транспорт – грузовые, пассажирские, грузопассажирские, паромы;
  • сухогрузы – лесо-, рудо-, зерновозы, рефрижераторы и пр.;
  • танкеры (наливные суда) – перевозка нефти, вина, воды, сжиженного газа;
  • служебно-вспомогательные – ледоколы, буксиры и пр.;
  • суда технического флота – грунтоотвозные шаланды, землечерпалки, землесосы;
  • специальные суда – учебные, экспедиционные, пожарные, спасательные, плавдоки и пр.;
  • рыболовные и рыбообрабатывающие – сейнеры, траулеры, плавзаводы и пр.

Методы оценки морских судов

При оценке морских судов используются три основных подхода: затратный, сравнительный и доходный. Рациональность применения того или иного метода в каждом конкретном случае зависит от состояния судна и его типа.

Затратный подход. Основывается на исчислении всех расходов, понесенных при постройке или приобретении судна с учетом затрат на ремонт и улучшения.

Сравнительный подход. Заключается в анализе сделок, проводимых с аналогичными судами. На основе таких данных, как дата, место и условия продажи, а также индивидуальных характеристик судна, делаются соответствующие корректировки по отношению к оцениваемому объекту и вычисляется его справедливая рыночная стоимость.

Трудность метода заключается в нередком отсутствии в открытом доступе информации, необходимой для оценки, а также в большом разнообразии судов.

Доходный подход. В данном методе судно рассматривается как объект, способный приносить прибыль (с учетом дисконтирования денежных потоков).

При возможности и целесообразности, оценщик использует все три метода оценки и на основе полученных данных делает итоговый вывод о рыночной стоимости судна.

Алгоритм процедуры оценки

Процедура оценки морского судна – одна из наиболее сложных и одна из наиболее редких процедур оценочной деятельности. Как правило, алгоритм процедуры оценки состоит из следующих шагов:

  1. Определение (идентификация) класса судна на основе специализированных классификаторов.
  2. Сбор информации по судну (правовые, эксплуатационно-технические и прочие характеристики).
  3. Определение периодичности ремонтов и даты последнего проведенного.
  4. Определение наличия класса какого-либо классификационного Регистра.
  5. Получение данных о том, под каким флагом ходит судно и в реестре какого государства оно значится.

Необходимые документы

Для корректной оценки морского судна требуется предоставление всей задокументированной информации о нем. Итоговый перечень документов определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Ниже приведен общий список документов, которые могут понадобиться для проведения оценки:

  • Документы о праве собственности:
    • свидетельство о праве собственности;
    • договор купли-продажи или бербоут-чартера;
    • другие документы, характеризующие правовое отношение заказчика к оцениваемому судну.
  • Судовые документы (свидетельства):
    • годности к плаванию;
    • праве плавания под государственным флагом;
    • грузовой марке;
    • на радиооборудование;
    • минимальном составе экипажа;
    • классификационное и международное мерительное свидетельства;
    • акты освидетельствования корпуса и механической установки морского судна;
    • др. документы.
  • Технические и экономические характеристики:
    • длина, ширина, водоизмещение, высота борта, количество палуб и пр.;
    • дедвейт;
    • грузоподъемность;
    • вместимость и контейнеровместимость;
    • имеющиеся грузовые устройства, количество и размер грузовых люков;
    • скорость;
    • сведения о судовых запасах и возможностям автономного плавания;
    • тип/марка/мощность двигателей;
    • данные о расходе топлива в разных режимах функционирования;
    • информация о спасательных средствах.
  • Техническое состояние:
    • год и место постройки, ремонта, модернизации или переоборудования;
    • категория проводимого ремонта;
    • имеющиеся дефекты и повреждения;
    • ограничения по эксплуатации;
    • наработка двигателей;
    • результаты сюрвейерского осмотра;
    • другие данные, характеризующие техническое состояние судна.
  • Прочие документы:
    • фрахтовые ставки по чартерным договорам;
    • данные о первоначальной и остаточной стоимости;
    • сведения об операционных расходах судна (в год):
      • топливо;
      • оплата труда и питание плавсостава;
      • ремонт, техобслуживание;
      • страхование судна;
      • другие хозяйственные и административные затраты.

При предоставлении неполного перечня необходимых документов, оценка морского судна производится с учетом данных о типичном для аналогичных судов накопленном износе, но без учета его индивидуальный свойств и особенностей.

Стоимость услуг по оценке морских судов в Москве и Санкт-Петербурге

Данные для таблиц взяты с открытых источников (сайтов оценочных компаний) и являются примерным отображением средних цен на услуги оценки морских (и речных) судов.

Тип судов Минимальная найденная стоимость, руб. Диапазон средней стоимости, руб. Максимальная найденная стоимость, руб.
Океанские лайнеры 38000 90000-120000 200000
Сухогрузные суда, танкеры 24000 75000-100000 150000
Речные суда 18000 60000-70000 70000
Обслуживающие суда (баржи, буксиры и т. д.) 12000 40000-50000 50000

Минимальные сроки оценки морских судов указываются разными компаниями с большим разнообразием. В среднем минимальный срок процедуры оценки составляет от 10 до 30 дней в зависимости от типа корабля.

Дополнительные материалы

Доклады по теме оценки морского транспорта, взятые из открытых источников:

Статьи по теме: