УслугиОценкаИнформационные материалыОценка транспорта

Оценка транспорта

Сопутствующие услуги:

Оценка транспорта — отдельное, узкоспециализированное направление в оценке машин и оборудования, имеющее свои нюансы. Под транспортными средствами подразумеваются объекты, предназначенные для перевозок грузов и людей, а также контейнеры и специальное транспортное оборудование.

 
Ссылки на разделы текущей страницы.

оценка автотранспорта, оценка ж/д транспорта, оценка воздушных судов, оценка морских судов

Общие направления оценки транспорта наглядно представлены на схеме:

Направления оценки транспорта

Специфичность оценки транспорта обусловлена следующими особенностями этих объектов:

  • Значительной вариативностью отраслевых, функциональных и конструктивных характеристик.
  • Огромным количеством факторов, влияющих на стоимость.
  • Многообразием правовых и методических требований, к ним предъявляемых.
  • Быстрой сменой модельного ряда, ускоренным моральным устареванием.
  • Во многих случаях — отсутствием прямых аналогов.

В данной статье мы подробно остановимся на специфике оценки автотранспорта, железнодорожного, воздушного и морского транспорта.

Документы, необходимые для оценки транспорта

Чем больше заказчик оценки сможет предоставить данных об анализируемом объекте, тем легче будет ее провести и тем точнее будет результат. Минимальный набор информации и документов, на основе которых возможно провести оценку транспорта, выглядит следующим образом:

  • Правоустанавливающие: свидетельство о регистрации права собственности, ПТС, доверенность (если средство не в собственности).
  • Информация о текущем состоянии и комплектации объекта, дополнительном оборудовании, замене ключевых узлов и агрегатов; о наличии обременений или отсутствии таковых; технических характеристиках; в установленных законом случаях — о балансовой стоимости (полной и остаточной) на ближайшую отчетную дату.
  • В случае оценки ущерба потребуются официальные документы с описанием всех повреждений объекта.

Оценка автотранспорта

Автотранспортные средства — пожалуй, наиболее часто оцениваемые транспортные объекты. Они имеют следующие характеристики и особенности, оказывающие влияние на специфику их оценки:

  • Небольшое количество (порядка 20-30) основных агрегатов, систем, узлов, механизмов, практически стандартных для всех автотранспортных средств. Они унифицированы и имеют единую шифрацию в каталогах деталей (например, 10 — двигатель, 29 — подвеска, 57 — крыша и т.д.). Это облегчает оценку автотранспорта, правда, как мы далее увидим, не во всех случаях.
  • Низкий уровень подетальной унификации. Т.е. при подробном рассмотрении основных узлов и механизмов оказывается, что они состоят из множества деталей, которые практически невозможно унифицировать. Сегодня существуют сотни миллионов невзаимозаменяемых конструктивных элементов, что создает значительные сложности в оценке стоимости ущерба и ремонта в некоторых ситуациях, например, при повреждении машины.
  • Основное эксплуатационное свойство автомобиля, влияющее на его стоимость, — надежность. При оценке автотранспорта обязательно анализируются две составляющие этого свойства – долговечность и безотказность.
  • Автомобиль — средство повышенной опасности. Во время его оценки определяют 4 вида конструктивной безопасности:
    • активную (устойчивость, управляемость, тормозная система),
    • пассивную (подушки и ремни безопасности, подголовники, бамперы),
    • экологическую (уровень шума, загрязняющих выбросов),
    • послеаварийную (запасные выходы и люки, системы пожаротушения и разблокировки).
  • Автомобили в больших объемах сегодня перевозят через границу РФ, причем перемещение может осуществляться в различных таможенных режимах. Это создает затруднение при оценке таможенной стоимости.

При оценке стоимости автотранспорта чаще используют сравнительный подход. Аналоги для сравнения отбираются из следующих источников: из периодических изданий, справочников, прайс-листов торгующих организаций, СМИ, статистических баз, каталогов и т.д.

Основные критерии, по которым оценивают автотранспорт: его марка, год выпуска, характеристики двигателя (объем и мощность), тип КПП, пробег, техническое состояние основных систем и механизмов, наличие дополнительных опций, наличие (отсутствие) повреждений.

Оценка железнодорожного транспорта

Оценка железнодорожного транспорта — очень специфичное направление оценочной деятельности, требующее присутствия высококвалифицированного специалиста. И вот почему:

  • При оценке железнодорожного транспорта возникает серьезная проблема определения суммы его износа, а он, как правило, значительный и неравномерный — ведь почти новенький вагон в составе поезда будет изношен значительно меньше, чем подобный вагон, выпущенный много лет назад. Усложняет оценку и быстрое моральное устаревание пассажирских вагонов: даже если вагон находится в отличном состоянии, но уступает по комфортности своим более модернизированным «собратьям», он будет все равно считаться морально устаревшим. То же самое относится и к выпущенным ранее локомотивам, которые просто не могут соревноваться по скорости с современными.
  • Железнодорожный транспорт все больше используется не только в качестве элементов подвижных составов, но и как доходный объект, который сдают в аренду, используют для извлечения выгоды.
  • При оценке ж/д объектов следует учитывать, что, чаще всего, они эксплуатируются не самостоятельно, а в составе целого имущественного комплекса.

При расчете стоимости железнодорожного транспорта учитывают следующие сведения и показатели: его фактическое состояние; свойства материала, из которого он изготовлен; остаточный срок эксплуатации; степень износа; количество проведенных ремонтов — текущих и капитальных, а также планируемую дату очередного ремонта.

Выбор подхода для оценки железнодорожного транспорта зависит от ее целей. Обычно это сравнительный (сопоставление объекта с имеющимися на рынке аналогами), и реже — доходный (если собственником планируется извлечение коммерческой выгоды от продажи ж/д-объекта или сдачи его в аренду).

Оценка воздушных судов

Оценка воздушного транспорта - менее распространенная ситуация, чем предыдущие две, однако такая услуга тоже востребована. При оценке воздушных судов учитывают следующее:

  • Главнейшее свойство воздушного транспорта — его надежность, определяющая степень безотказности полетов. Надежность в данном случае оценивается по следующим параметрам: долговечность, ремонтопригодность, безотказность и сохраняемость.
  • На оценку воздушного судна влияет то, как оно юридически квалифицируется на дату оценки, т.к. воздушный транспорт может быть и машиной, и недвижимым имуществом. Дело в том, что воздушные суда, подлежащие обязательной государственной регистрации, согласно ст.130 ГК РФ, относятся к объектам недвижимости. Однако в ряде случаев (например, для экспериментальных судов) такой регистрации не требуется, а значит, такое судно — движимый объект.
  • Воздушные суда — сложнейшие, дорогостоящие системы, для которых обязательным условием является сохранение установленного уровня безопасности и основных эксплуатационных характеристик в течение всего срока их использования — вплоть до списания.
  • Отечественный рынок воздушных судов ограничен, не стабилен и не сбалансирован.
  • По таким объектам весьма проблематично найти надежную систему учета и анализа ценовой информации.
  • При оценке воздушного транспорта также следует учитывать монополизм производителей судов и ремонтных предприятий.

Оценка воздушных судов проводится по следующим критериям: год выпуска; количество аварий и произведенных ремонтов; основные летательно-технические характеристики (число пассажиров, грузоподъемность, класс аэродрома и т.д.); характеристики силовой установки, систем оборудования и эксплуатации; установленные ресурсы; техническое состояние, экологическое воздействие.

Для оценки воздушных судов используют, как правило, два подхода — сравнительный и доходный. В первом случае, чаще всего, применяется метод прямого сравнения с аналогами, а при его невозможности используют корреляционно-регрессионные модели. При доходном подходе специалисты отдают предпочтение методу капитализации по норме отдачи, при котором будущие выгоды переводятся в настоящую стоимость объекта путем дисконтирования каждой из них на соответствующую норму отдачи. Такой подход идеально обеспечивает учет факторов, влияющих на оценку износа судна.

Оценка морских судов

Оценка морских судов — наиболее сложный и наименее распространенный вид оценочной деятельности. Оценка морского транспорта проводится по следующему алгоритму:

  1. Проводят идентификацию объекта на основе специализированных классификаторов и относят его к определенному классу судов.
  2. Исходя из полученного результата, по объекту собирают определенную информацию. Обычно это правовые (вид права, наличие обременений, в каком реестре зарегистрировано) и эксплуатационно-технические характеристики водного судна (тип, назначение, район плавания, технические параметры, грузовместимость и грузоподъемность, навигационное оборудование, скорость, дальность плавания и т.д.)
  3. Устанавливают периодичность ремонтов и дату последнего проведенного. Морские суда работают в агрессивных средах: морская вода — электролит, способствующая коррозионным процессам. И если не принималось никаких защитных мер, износ может быть очень большим — за год коррозия может уничтожить до 1,5 мм толщины стального листа. Особенно активен этот процесс в теплых морях.
  4. Определяют, имеет ли судно класс какого-либо классификационного Регистра, оценивающего техническое состояние судна. Наличие класса Регистра ставит судно в более выгодные условия, по сравнению с его конкурентами.
  5. Определяют, в реестре какого государства значится судно и под каким флагом оно ходит. Эта информация очень важна для коммерческих судов.

Для оценки морских судов могут использоваться все 3 подхода: затратный, доходный и сравнительный. При затратном подходе проводят следующие этапы: рассчитывают полную стоимость воспроизводства судна и общий накопленный износ, а затем находят разницу этих величин.

При сравнительном подходе используют, в основном, метод сравнительного анализа продаж, который состоит из следующих этапов: находится аналог, имеющий то же функциональное назначение и конструктивное сходство с оцениваемым судном; определяется его цена; вносятся соответствующие поправки и корректирующие коэффициенты.

Что касается доходного подхода, в оценке морских судов обычно используют метод дисконтирования денежных потоков. Это объясняется тем, что доход от их эксплуатации не равномерен, поскольку периодически они простаивают в связи с ремонтом, освидетельствованием, особенностями навигационных периодов и т.д.