ГлавнаяУслугиЭмитентамИнформационные материалыВывод компании на IPO: преимущества и недостатки

Вывод компании на IPO: преимущества и недостатки

Сопутствующие услуги:

Вывод компании на IPO - достаточно привлекательная возможность как для улучшения имиджевой составляющей компании, так и для увеличения собственной прибыли. Однако не стоит забывать, что при всех положительных моментах, публичное размещение акций – это в какой-то степени и рискованное мероприятие, имеющее определенные трудности и недостатки. Поэтому проводить IPO стоит только после подробного анализа сложившейся ситуации на рынке ценных бумаг и в самой компании.

Преимущества выхода на IPO

  • Вывод компании на IPO, в первую очередь, преследует цели увеличения ее стоимости. Доходы от публичного размещения акций зачисляются на баланс организации, в результате чего ее балансовая стоимость возрастает. При этом собственный капитал компании увеличивается вследствие двух факторов: из-за роста акционерного капитала, вызванного продажей акций, и за счет добавочного капитала от полученного эмиссионного дохода.
  • Улучшается текущее финансовое состояние компании. Вывод на IPO обеспечивает мощный приток денег, что дает возможность компании обновлять техническую базу, расширять свой бизнес, не прибегая к заемным средствам. Кроме того, многие компании направляют прибыль от публичного размещения акций на рекламу, маркетинг, исследования продуктов и услуг – то есть на все то, что может увеличить прибыльность и эффективность бизнеса.
  • Благодаря проведению IPO появляется возможность получения объективной оценки стоимости компании, повышается ее капитализация. Текущая стоимость компании оценивается рынком в биржевых котировках. Объективная оценка необходима в следующих случаях:
    • При расширении бизнеса через слияние или поглощение. Участники этих процессов получают независимый механизм оценки, значительно облегчающий процесс переговоров.
    • При желании первоначального владельца диверсифицировать актив и перевести часть своих ценных бумаг в наличные средства. В условиях ликвидного рынка осуществить это можно в любой момент.
    • При использовании акций в виде залога под кредит или заем. Условия получения дополнительных заемных средств напрямую зависят от ликвидности и текущей стоимости бумаг компании. Кроме того, использовать акции для получения кредита - более выгодно для собственников, чем продавать эти бумаги, поскольку в последнем случае есть риск потерять контроль над компанией.
  • Средства, вырученные от проведения IPO, могут быть использованы как дополнительные компенсации - держателям акций, основателям и владельцам компании, инвесторам, руководству и сотрудникам, если таковые обладают акциями компании.
  • Вывод компании на IPO в том числе способствует улучшению корпоративной культуры и увеличению лояльности сотрудников. Компания, вышедшая (или объявившая планы о выходе) на IPO, попадает в поле зрения финансового сообщества и прессы, тем самым обеспечивая себе бесплатную рекламу и повышая свой корпоративный имидж. Теперь руководство сможет более успешно привлекать и сохранять в компании нужных сотрудников, предлагая им компенсационные планы и схемы, связанные с приобретением акций и опционов по фиксированной или льготной цене. Данные компенсационные схемы не только позволяют сохранить в компании средства и обеспечить налоговые льготы, но и отлично стимулируют работников компании.
  • Появляется возможность формирования долгосрочного капитала на выгодных условиях. Из-за своего статуса и, как следствие, непрозрачности структуры, показателей эффективности и других факторов частные компании обычно имеют ограниченный доступ к заемным средствам. Это приводит к тому, что на определенном этапе своего функционирования они испытывают существенный недостаток финансов, что неблагоприятно сказывается на их развитии, тормозя его. Статус публичности не только открывает доступ компании к новому источнику финансирования – рынку, но и облегчает получение традиционных кредитных ресурсов.
  • Повышается престиж, статус и кредитный рейтинг предприятия. Если акции компании обращаются на бирже, то вследствие проведения IPO предприятие становится более узнаваемым и конкурентоспособным, возрастает число его потенциальных клиентов и партнеров. А увеличение его кредитного рейтинга позволяет уменьшить стоимость привлекаемых из-за рубежа заемных средств.
  • Выход собственника из бизнеса становится выгодным. Практика показала, что предоставляемая собственникам возможность использования IPO для выгодного выхода из бизнеса является одним из немаловажных факторов, определяющих популярность этого инструмента, особенно в нашей стране. Грамотное проведение IPO дает возможность владельцам получить за свои акции максимальную цену. Кроме того, при выходе собственника этот инструмент не позволяет бизнесу перейти к нежелательным лицам, например, конкурентам. И что немаловажно, продавая бизнес через публичный рынок, его владелец может не только выйти из него, но и впоследствии вернуться.

Возможные сложности, связанные с выводом компании на IPO

  • Возрастает количество проверок. После того как компания станет публичной, информация о ней откроется для общественности и государственных органов. Это приводит к необходимости подготовки обязательных квартальных и годовых отчетов и проведения периодических аудиторских проверок.
  • Деятельность компании, вышедшей на IPO, становится прозрачной. Выше мы говорили о прозрачности компании в качества преимущества. Но она же может быть и существенным недостатком. Наиболее уязвимыми областями, которые такая компания обязана освещать в своей отчетности, являются:
    • полный перечень владельцев компании;
    • объемы, размеры, уровень заработной платы, компенсаций, выплат, премий руководящих лиц;
    • финансовые показатели, характеризующие текущую деятельность компании.
    Доступность подобной финансовой и иной информации, в т.ч. и для конкурентов, может быть совсем не в интересах компании. Так, например, если внимательно изучить отчетность, можно получить полное представление о денежных потоках предприятия и его кредитоспособности.
  • На компанию, вышедшую на IPO, могут оказывать влияние многочисленные владельцы акций. Как правило, не в их интересах вызывать трудности у руководства, но бывают случаи, когда даже один держатель акций может создать довольно большие проблемы.
  • Подготовка компании к ее выводу на IPO достаточно сложна и требует больших денежных и временных затрат. Чтобы провести IPO, необходимо привлечь множество специалистов: юристов, андеррайтеров, аудиторов, бухгалтеров, маркетологов, финансовых и информационных специалистов, а также высших руководителей компании и, в некоторых случаях, независимых экспертов. Подготовка к IPO нередко занимает год и более – время, за которое могут произойти серьезные изменения, как в бизнесе, так и на рынке в целом. А в результате, после столь серьезной и длительной подготовки, может оказаться, что момент для поведения IPO был выбран не самый удачный.
  • На руководителей компании будет постоянно оказывать давление необходимость получать ежеквартальную прибыль. Если компания не сможет справиться с поставленными перед ней задачами, то это с большой вероятностью повлечет снижение цены на акции.
  • За выходом компании на IPO следует особый период, называемый «закрытым», в течение которого держатели акций не могут продавать свои ценные бумаги. Существует немалая вероятность того, что под влиянием множества факторов цена на акции за это время может упасть.

Стоит отметить, что все перечисленные недостатки, связанные с выводом компании на IPO и приобретением ею статуса публичной, не являются характерными для абсолютно всех предприятий. Их влияние на предприятие необходимо проводить в контексте его задач и поставленных целей. При тщательном планировании мероприятий по выходу на IPO и привлечении квалифицированных, опытных консультантов влияние данных недостатков можно свести к минимуму.

См. также: "Процедура выхода на IPO".


Вернутся в раздел "Информационные материалы".