Выход на IPO

Сопутствующие услуги:

Выход компании на IPO (от англ. «Initial Public Offering» – первая публичная продажа) – это процедура по размещению акций компании, до данного момента не бывшей публичной, на открытом рынке. К публичным относят те компании, акции которых находятся в свободной продаже на фондовом рынке и доступны для неограниченного круга лиц.

Классификация IPO

В России под понятием IPO нередко подразумевают широкий спектр операций по размещению на рынке крупных пакетов акций, среди которых выделяют:

  • PPO (Primary Public Offering) — первичная публичная продажа акций нового выпуска неограниченному кругу лиц (классическое понимание IPO);
  • private offering, placing - размещение акций в узком кругу профессиональных инвесторов;
  • follow-on - доразмещение акций на открытом рынке предприятием, ценные бумаги которого уже обращаются на бирже;
  • SPO (Secondary Public Offering) - вторичная публичная продажа акций существующих акционеров неограниченному кругу лиц;
  • DPO (Direct Public Offering) - прямое публичное размещение (минуя биржевой рынок) среди индивидуальных инвесторов.

Цели IPO

Какие цели преследует компания, планируя выход на IPO?

  • Основная цель - увеличение ликвидности акционерного капитала, а также возможность привлечения со стороны долгосрочных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на покрытие текущих затрат, уменьшение долговой нагрузки, модернизацию производства, реализацию крупных проектов.
  • Возможность получения более дешевых кредитных ресурсов. Компания, вышедшая на IPO и прошедшая для этого многочисленные регламентирующие процедуры, становится документально более «прозрачной». Это позволяет потенциальным кредиторам составить точное представление о ее финансовом положении, что сказывается на их готовности выдавать ссуды по более низким ставкам. Таким образом, выход на IPO можно рассматривать как стратегический шаг в привлечении новых инвесторов.
  • Несомненным положительным моментом IPO является получение компанией иммунитета против поглощения рейдерами (компанию, вышедшую на IPO «поглотить» существенно дороже и сложнее). А приобретенная в ходе IPO «прозрачность» и проведенные законодательные процедуры послужат в дальнейшем хорошей защитой от противоправных действий чиновников.

Говоря о выходе компании на IPO, нельзя не заметить, что это не самый дешевый метод привлечения инвестиций: для проведения такой процедуры предприятию необходимо не только провести серьезные организационные мероприятия, но и нанять многих специалистов - юристов, аудиторов, маркетологов, андеррайтеров - и оплатить их услуги. Кроме того, нужно иметь в виду, что примерно 5% вырученных средств получают за свою работу организаторы IPO.

Учитывая вышеизложенное, далеко не все отечественные компании решаются выйти на IPO. Чаще это делают предприятия, имеющие долю иностранного капитала: выход на IPO является требованием иностранных акционеров, для которых такой вариант приносит дополнительную прибыль, а также дает возможность диверсифицировать потенциальные риски.

Процедура IPO (этапы)

IPO представляет собой многоэтапную процедуру, длительность которой может занять годы. При этом каждый из этапов потребует ощутимых материальных вложений. На процесс их прохождения влияют не только внутренние процессы компании, но и состояние экономики государства: при нестабильной ситуации на рынке резко возрастают риски, что отрицательно влияет на ожидаемый уровень капитализации.

В процедуру IPO, кроме акционеров и топ-менеджеров компании-эмитента, вовлечено множество других лиц: потенциальные инвесторы, площадки для размещения акций (биржи), юридические, аудиторские и налоговые консультанты. Если же на продажу выставляются акции крупнейших компаний, имеющих стратегическое значение, для контроля и надзора за процедурой выхода на IPO привлекаются и государственные органы.

Для того чтобы выход компании на IPO прошел максимально успешно и эффективно, она должна пройти определенные этапы.

  • До начала процедуры, с целью выработки стратегического плана дальнейшего развития, компания осуществляет предварительный анализ своего финансового состояния и структуры активов, производится оценка степени ее прозрачности и уровня гибкости системы управления.
  • Основываясь на данных предварительного анализа, компанией принимается решение о выходе на IPO. С этого самого момента начинается работа (часто многолетняя) по подготовке к предстоящим изменениям, включающая следующие основные действия:
    1. Выбираются организаторы IPO и формируется команда участников.
    2. Разрабатывается общая стратегия, на основании которой пишется бизнес-план.
    3. Оценивается окончательная готовность компании к выходу на IPO. Вся финансовая отчетность приводится в соответствии с международными стандартами (GAAP, IAS). Ведется поиск источников для увеличения стоимости компании, параллельно осуществляется продажа непрофильных активов.
    4. Проводится процедура «дью-дилидженс» со стороны потенциальных инвесторов, внешних партнеров, консультантов.
    5. Проводятся маркетинговые исследования. Основываясь на их результатах, запускаются рекламные компании (road-show – «выездные презентации»), в ходе которых проводится работа с потенциальными инвесторами.
    6. Выбирается перспективная площадка (биржа), определяется наиболее благоприятное время начала продажи акций на публичном рынке.
    7. Осуществляется предварительная регистрация на бирже и в госорганах, определяется диапазон цен на продаваемые акции, выпускается специальный документ– предварительный проспект эмиссии, в котором в установленной законом форме отображается подробная информация об эмитенте и планируемой эмиссии. Акции поступают в биржевой оборот, публикуются данные о динамике цен и объеме торгов.
    8. По окончании процедуры выхода на IPO подводятся итоги продажи акций, публикуются результаты.
      Для компании теперь открыт новый этап ее финансовой деятельности, которому, в первую очередь, присуще стремление к увеличению капитализации. Однако у нее появляются и новые обязанности, налагаемые требованиями законов на публичную компанию. На последнем этапе работа по поиску и привлечению крупных инвесторов не останавливается, систематически публикуются все необходимые отчеты.

Со временем компания переходит к организации вторичного обращения акций, целью которого является повышение их ликвидности, что делает компанию более привлекательной для инвесторов - ведь любой инвестор предпочитает вкладывать деньги в такие активы, которые легко продать.

Выбор площадки для выхода на IPO

Отдельно стоит отметить важность такой стратегической задачи, как выбор площадки для проведения основного листинга, в ходе которого бумаги включаются в котировальный список фондовой биржи. Для этого производится проверка на соответствие эмитента и выпускаемых им ценных бумаг требованиям конкретной площадки. Фондовая биржа может иметь и многоуровневый листинг, содержащий не один котировальный список, а несколько.

Сравнивая фондовые площадки, во внимание принимаются и условия размещения, и сопутствующие издержки, и инвесторская база, учитывается также и территориальная принадлежность площадок. Выбирая биржу, нельзя не учитывать и то, для каких стран предназначена продукция компании, выходящей на IPO. В России действуют такие основные биржи как ММВБ, РТС, СПВБ, за рубежом - LSE, NYSE, NASDAQ.

В общем случае, продажи на западных фондовых рынках - более перспективное направление для проведения IPO, поскольку на российских все же ощущается недостаток финансовых инструментов, что понижает активность торгов. Несмотря на это, потенциальные российские эмитенты нечасто используют зарубежные площадки для первого размещения.

Такая ситуация складывается, главным образом, из-за высокого, по сравнению с российскими биржами, уровня издержек на “иностранное” IPO. Однако выгоды от продаж на западных площадках при правильном подходе существенно превышают затраты, позволяя привлечь более крупный объем инвестиций. Не нужно забывать и о достаточной стабильности западного фондового рынка.

Если говорить об условиях, то для отечественных предприятий, выходящих на IPO, наиболее выгодными будут торги на площадках AIM и NASDAQ – подразделениях LSE и NYSE соответственно. Эти биржи уже ведут успешную торговлю акциями некоторых российских предприятий, в которых присутствует иностранный капитал (например, компании Golden Telecom), и проявляют заинтересованность в длительном сотрудничестве.

См. также: "Вывод на IPO: преимущества и недостатки".


Вернутся в раздел "Информационные материалы".