ГлавнаяУслугиЭмитентамИнформационные материалыГосударственная регистрация выпуска акций в ЦБ

Государственная регистрация выпуска акций в ЦБ

О государственной регистрации выпуска акций в ЦБ.

Содержание:

Обязанности ЦБ по регистрации выпуска акций прописаны в п. 3 ст. 19 закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ. Ее производят территориальные отделения Банка России, адреса которых можно узнать на официальном сайте ЦБ РФ.

Этапы выпуска акций

Законодательные правила эмиссии ценных бумаг описаны в гл. 5 закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также в «Стандартах эмиссии» от 11.08.2014 г. № 428-П. Этапы данной процедуры представлены на схеме.

Государственная регистрация выпуска акций в ЦБ

Как видим, регистрация выпуска акций в ЦБ — это завершающий этап многоступенчатой сложной процедуры. Рассмотрим его подробнее.

Основные документы, требующиеся при регистрации выпуска акций

Госрегистрацию выпуска акций в ЦБ производят вместе с регистрацией отчета об итогах их выпуска. Полный список документов, необходимых для нее, перечислен в Стандартах эмиссии. Это:

  • заявление на осуществление регистрационных мероприятий;
  • анкета эмитента;
  • копия свидетельств о госрегистрации АО и о постановке на налоговый учет;
  • копия устава;
  • решение о выпуске акций;
  • копия договора о создании АО (при наличии более двух учредителей);
  • отчет об итогах выпуска акций и копия решения об его утверждении (или выписка из него);
  • копия решения об учреждении эмитента-АО;
  • копия решения об утверждении выпуска акций (или выписка из него);
  • справка об оплате УК за подписью гендиректора и главбуха;
  • копия бухотчетности за последний финансовый год и квартал;
  • платежка с банковской визой об оплате госпошлины за регистрацию выпуска акций и отчета об итогах их выпуска;
  • опись всех представленных бумаг.

Как оформить документы

Документы на регистрацию выпуска акций в ЦБ можно подать и в бумажном варианте, и в электронном.

Если документы подаются в распечатанном виде:

  • Необходимо пронумеровать все страницы, прошить их, а на оборотной стороне последней страницы пачки поставить печать и подпись гендиректора (или же доверенного лица).
  • В бумагах не должны присутствовать подчистки и помарки.

Подача документов в электронном формате предполагает следующее:

  • Документы составляются в специальном формате с использованием программы-анкеты эмитентов, которую можно найти на официальном сайте ЦБ РФ.
  • Файлы с заполненными документами необходимо перенести на CD-диск и приложить его к пакету подаваемой документации.

Возможна также электронная подача документов, завизированных электронной подписью.

Подаем документы на госрегистрацию

Документы на регистрацию выпуска акций в ЦБ следует подать не позже 30 дней с даты регистрации АО. При этом следует знать, что территориальные подразделение ЦБ РФ не всегда фиксируют поступающие документы незамедлительно, что может привести к тому, что официальная дата приема документации будет отличаться от даты, в которую они были поданы. Вот почему, если дата направления бумаг приходится на последний возможный день для их подачи, во избежание проблем, лучше их направить письмом с соответствующей описью и уведомлением о вручении.

Регистрация выпуска акций в ЦБ производится в течение 20 дней. Если регистраторы обнаружат в документах нарушения, которые можно исправить, регистрацию приостанавливают и задают срок для исправления проблемных моментов, но он не может быть более 30 дней. В случае неустранимых нарушений в регистрации будет отказано, а документы возвращены эмитенту.

По окончании регистрации эмитент получает на руки:

  1. решение о выпуске акций;
  2. отчет об итогах выпуска акций;
  3. уведомление о госрегистрации выпуска акций и отчета об итогах их выпуска.

Подача документов на регистрацию: частные случаи

Согласно законодательству, в некоторых ситуациях могут потребоваться дополнительные бумаги.

Так, если оплата акций производилась неденежными средствами, не обойтись без представления копии оценочного отчета, в котором зафиксирована рыночная стоимость данного имущества.

Если в оплате за акции участвовала недвижимость, на него потребуется копия свидетельства о госрегистрации, подтверждающего права собственника-эмитента.

При оплате акций за счет госимущества понадобится соответствующее решение органа власти.

Если в АО участвует имущество должника, потребуются документы, принятые внешними управляющими, кредиторами, судом.

Представление бухгалтерской отчетности

Срок для подачи бумаг на государственную регистрацию выпуска акций в ЦБ небольшой — всего 30 дней. А это значит, что, по объективным причинам, годовой бухотчетности у АО к тому моменту быть не может. И не только годовой — промежуточная отчетность также требует хотя бы 3-х месяцев для ее составления.

В случае, если отчетность представить регистратору невозможно, достаточно будет справки, составленной в свободной форме. В ней следует указать в качестве причины не предоставления отчетности следующую: срок составления бухотчетности на дату подачи документов для регистрации выпуска акций в ЦБ не наступил. И хотя закон таких правил не предписывает, как показывает практика, лучше, если данное пояснение будет составлено.

Подписать такую справку должен главный бухгалтер АО или лицо, официально его заменяющее.

Особенности госрегистрации дополнительных выпусков

Говоря о регистрации допвыпусков акций, нередко можно столкнуться с тем, что АО размещают часть дополнительных акций еще до того, как осуществится их регистрация. А это — нарушение закона, что влечет за собой признание ничтожности сделки. Однако возникает вопрос, могут ли в этом случае отказать в регистрации выпуска акций в ЦБ?

По мнению финансистов — да, для этого есть все основания. При этом они ссылаются на ст. 21 закона 39-ФЗ: отказ в регистрации может быть по причине несоблюдения эмитентом положений законодательства. А запрет на преждевременное размещение акций — одно из них.

Однако финансистов не поддерживают арбитры, считающие, что подобное нарушение, действительно, влечет признание сделки недействительной, однако причиной отказа в регистрации выпуска акций в ЦБ оно быть не может.

Итак, мнения судей и регистраторов разнятся, поэтому следует понимать, что свои права в спорной ситуации эмитенту в этом случае придется отстаивать в суде.

См. также: этапы, особенности проведения и размещения дополнительного выпуска акций.

Ответственность за нарушение регистрации выпуска акций

За несоблюдение вышеуказанного срока подачи бумаг в рамках госрегистрации выпуска акций предусмотрена административная ответственность: АО может быть оштрафовано на 500-700 тыс. руб., а должностные лица — на 10-30 тыс. руб. (ст. 15.17 КоАП РФ).

Соблюдение же данных сроков не всегда легко выполнимо: процедура регистрации выпуска акций в ЦБ сложна и сопровождена чрезвычайно сложным и объемным документооборотом. Вот почему для того чтобы избежать возможных проблем в ходе регистрации выпуска акций, лучше доверить ее проведение профессиональным экспертам, знающим все нюансы и подводные камни данной процедуры.


Дополнительные материалы

  • Эмиссия облигаций
    Особенности, преимущества и возможные проблемы при выпуске облигаций.

  • Выпуск акций банками
    Тонкости первого и повторных (дополнительных) эмиссий акций коммерческими банками.

  • Выпуск акций ЗАО
    Порядок эмиссии акций ЗАО, отличия процедуры выпуска акций у ЗАО и ОАО.


Вернуться в раздел "Информационные материалы".